Обучение кружевоплетению в ВУЗе – традиционный опыт и инновационный подход

Борисова Екатерина Александровна
доцент кафедры дизайна, к.п.н.
ФГБОУ ВПО "ЕГУ им. И.А. Бунина"

   Народное искусство является неоценимым средством для эстетического, нравственного и трудового воспитания подрастающего поколения. Человеку всегда ближе искусство того народа, среди которого он живет. Поэтому изучение исконно русских художественных промыслов на сегодняшний день очень актуально. Рост национального самосознания граждан России служит причиной возрастания интереса к своим традициям, восстановлению и развитию народных художественных ремесел и промыслов. Проблема обучения прикладным художественным работам с учетом специфики местности всегда была актуальна у педагогической общественности. Все исследователи отмечают важность использования декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов для воспитания и развития подрастающего поколения. Развитие промыслов осуществлялось на основе преемственности и традиций – сохранение всего лучшего с одновременным совершенствованием благодаря творческому поиску мастеров. 
   Профессиональная подготовка в области народных промыслов и ремесел имеет свою историю. 
  Обучение в семье можно назвать древнейшей формой ученичества. В течение многих веков она была основной системой воспитания нового поколения мастеров. В семье можно привить уважение к профессии родителей, но не всегда воспитать художника. Поэтому родители, сознавая одаренность ребенка, старались определить его в ученики к лучшему мастеру. К концу 19 в. назрела острая необходимость в организации школ для детей, т.к. не все способные ремесленники могли передавать свой опыт даже собственным наследникам. В России подобные школы начали появляться с 80-х годов 19 в. Перед преподавателями сразу стала проблема: как, чему и кому учить: одни видели спасение в том, чтобы перестроить работу, ориентируясь на достижения искусства нового времени, другие понимали, что обучение на промысле нельзя строить по схеме художественных училищ, обучение надо наладить на основе опыта, рожденного в среде мастеров.
   Для устройства подобных школ был использован опыт иностранных ремесленных школ Италии и Германии. В России 1890-1910 г. создаются школы-училища для кустарей. В них принимали детей 7-11 лет, обучали грамоте, основам ремесла, приемам академического рисунка, истории искусств, навыкам стилизации. Преподавателями были художники-прикладники, получившие образование в профессиональных учебных заведениях. Они любили древнее национальное искусство, были увлечены поисками новых форм, но многие не могли понять и почувствовать особый строй мировоззрения народных мастеров. Для обучения навыкам ремесла приглашали выдающихся мастеров. Изучив основы ремесла и освоив приемы реалистического рисования, молодые художники промыслов стали увереннее себя чувствовать, смогли успешнее приспособиться к требованиям моды и спросу городского покупателя.
  В конце 19в. обнаружилось, что художественная ценность русского кружева заметно снизилась. Интенсивное развитие вызвало к жизни новые ускоренные приемы плетения, кружево стало разреженным, менее плотным. В парных кружевах исчезло резкое деление на орнамент и решетку, как в старинном кружеве. Это обстоятельство обеспокоило видных общественных деятелей, местные власти, которые предприняли действия к поднятию художественного и технологического уровня русского кружевного промысла. Начиная с 1880-х г.г. стали организовываться школы в ряде районов России. 
  Первая – Мариинская Практическая Школа Кружевниц под покровительством Государыни Императрицы Марии Федоровны - была открыта в Санкт –Петербурге 20 августа 1883 г. В нее были приняты 4 ученицы: 2 из Вологды и 2 – из Торжка. В 1884 г. – принято 8 девочек из-за усиления требования на учительниц и заведующих кустарными школами. В 1912 году число учениц было доведено до 35 человек, а срок обучения постепенно увеличился до 3 лет.
  С самого основания МПШК Попечительский Комитет предавал особое значение преподаванию рисования, и всегда заботился о правильной его постановке. В первое время ученицы посещали бесплатные классы в начальном отделении рисовального училища барона Штиглица. Посещение этих уроков прекрасно подготавливало их к рисованию вообще, но оказалось, что для специального рисования кружев этого недостаточно. В 1884 г. по решению Штиглица был приглашен архитектор И. А. Галенбек, который много сделал для разработки приемов преподавания рисования кружев, вышивок, ковров, разработки узоров в национальном вкусе, руководствуясь светописными изображениями и разными изданиями древнерусского орнамента, составив ценную коллекцию и прекрасное учебное пособие.
  С самого основания Мариинская школа кружевниц стала центром, куда стекались сведения о женских кустарных работах, куда обращались со всей России по вопросам, касающимся их. Администрация школы высылала модели разных станков и принадлежностей, снабжала коклюшками, подставками, материалами для работы, узорами и образцами кружев, вышивок, ковров, давала адреса фирм и заводов, указывала места сбыта, знакомила покупателей одной местности с производствами других.
  В программу занятий Мариинской практической школы кружевниц входили:
- практические занятия рукоделиями: плетение кружев русских, сцепных, численных по установленной программе; приготовление сколков;        фотографирование кружевных и вышитых изделий;
- рисование со стенных таблиц, техническо-художественное рисование;
- копирование рисунков кружев и вышивок; составление узоров на заданные темы: самостоятельное составление новых рисунков.  Рисование карандашом, тушью, белилами и акварелью;
- черчение - копирование со стенных таблиц рисунков в уменьшенном виде с помощью циркуля и линейки для упражнения учениц в  изготовлении однородных мелких частей рисунков, необходимых для кружев, вышивок, тканей и ковров. Упражнение в вычерчивании тушью  разных узоров;
- занятия грамотой, кройка и шитье.
  Важнейшими достижениями Мариинской школы кружевниц, а вслед за ней и других кружевных школ начала ХХ века являются:
• создание методических основ учебного процесса,
• преподавание рисования в школах; приглашение профессиональных художников – преподавателей,
• широкое знакомство с национальной художественной культурой и умение применять в творческой практике полученные знания.
  В 1890-е годы были открыты профессиональные школы в большинстве губерний, где существовали кружевные промыслы. К 1913 году в России действовали свыше 60 кружевных школ. Первой открыли в 1892 году Паленскую школу кружевниц в городе Ельце Орловской губернии. Первые попытки помочь развитию кружевного промысла относятся к 1890-м годам. В 1891-1892годы из-за тяжелого положения населения во время неурожаев стали открывать раздаточные пункты, где кружевницы могли получить заказы и сырье на их выполнение. Скупку кружев производил местный общественный деятель А. А. Стахович. Его сестра Н. А. Огарева открыла кружевную школу в своем имении в Пальне. Школа официально считалась земской, но фактически находилась в распоряжении попечительницы. В ней обучались 35 девочек, которые жили при школе на полном содержании и обеспечении. Курс обучения был рассчитан на четыре года. Школа просуществовала 25 лет и выпустила прекрасных кружевниц. В 1893 году М. И. Колпенская открыла кружевную школу в селе Свишнях школу «сельского хозяйства и домоводства с ремесленным отделением по кружевному, ковровому и ткацким мастерствам». При школе был интернат на тридцать человек. Обучали лучших кружевниц в уезде. Влияние школы сказалось в улучшении техники плетения, поднятии уровня кружевниц – являясь близким к искусству, кружевоплетение требовало более высокого уровня развития, чем у обычных крестьянок. «Наблюдая лучших мастериц, даже и неграмотных, нельзя не убедиться, что по своим способностям и культурному уровню они намного выше окружающих их женщин, у некоторых из них ясно обнаруживается способность к художественному творчеству»,- пишет исследовательница елецкого промысла Твердова-Свавицкая. Кружевная школа в слободе Кукарка Яранского уезда Вятской губернии организована в 1893 году. Мценская школа кружевниц княгини А.Д.Тенишевой начала работу в Орловской губернии в 1899 году. В Вологде в 1903-1907 гг. работала кружевная школа с двухлетним курсом обучения. Близкие по характеру школы были созданы также в трех селах вблизи города Скопина Рязанской губернии в 1895-1909 годах (их основательницей и попечительницей стала Е.Н. Половцова); в Вятской губернии открыли 9 школ, где также преподавали ученицы Мариинской школы. Выпускницы сохраняли связи со школой, что помогало им находить новые рабочие места и получать новые образцы кружева из школы. Все школы, как правило, опирались на методическую базу Мариинской школы и разработанные в ней учебные программы, пользовались в практической деятельности теми узорами и сколками, которые были созданы в Мариинской школе. 
  После революции 1917 года необходимость восстановления кружевного производства способствовала появлению инструкторских школ. Такие школы появились в 1920-е годы в Рязани, Вологде, Ельце, Советске. В задачу этих школ входила подготовка инструкторов и мастеров-руководителей по кружеву. Обучали общеобразовательным предметам, технической грамоте и кружевному ремеслу. Благодаря этим школам кружевной промысел получил развитие в советское время, когда кружево было важной составной частью экспорта страны. 
В последние годы вырос интерес к национальной культуре, больше внимания стало уделяться изучению традиционных ремесел и промыслов, в том числе кружевоплетению. Регулярно проходят выставки, на которых представляются работы, выполненные в технике кружевоплетения, которые показывают, что интерес к кружеву у современного зрителя, потребителя остается, и не просто возникает при виде кружевницы, работающей с помощью валика и коклюшек, но постоянно возрастает и начинает проявляться в самом раннем возрасте. 
  Важной проблемой является содержание профессионального образования современных кружевниц. Целями и задачами преподавателей кружевоплетения сегодня являются:
- оживление общественного интереса к кружеву;
- пропаганда и обмен информацией о достижениях в области кружевоплетения;
- содействие сохранению и развитию отечественного кружевоплетения, как одного из видов народных художественных промыслов; 
- внедрение методов обучения кружевоплетению с учетом современного дизайна и др.
  Ясна инновационная модель обучения в системе профессионального образования. Обучая современных художников в области кружевоплетения, необходимо воспитывать специалистов с широким культурным кругозором, граждан Великой России, которые умеют проектировать уникальные, эстетические значимые вещи и воплощать собственные идеи в материале. Основу образования в области художественного кружевоплетения составляет традиция в самом широком смысле этого слова. Уникальные центры народного художественного кружевоплетения необходимо сохранять, развивать, пропагандировать и всячески поддерживать. Студенты отделения «Народное художественное творчество» ЕГУ им. И.А. Бунина имеют возможность учиться на богатой талантами и народным искусством Елецкой земле. Прежде всего, в городе продолжает работать ЗАО фирма «Елецкие кружева», где хранят традиции елецкого кружева, что особенно важно в условиях значительных социально-экономических изменений, происходящих в последние годы в нашей стране. Студенты творчески работают в области проектирования сувенирных изделий и изделий для интерьера, моделирования одежды, исполненные в технике елецкого кружева. Помимо использования традиционных, всем известных методов обучения кружевоплетению преподавателями кафедры дизайна было разработано видеопособие «Кружевоплетение на коклюшках», где поэтапно показана технология плетения кружева от плетешка до небольших образцов парного и сцепного кружева, благодаря которому, каждый желающий сможет самостоятельно научиться плетению. 
Еще одной важной составляющей учебного, творческого и научного процессов подготовки художников народных промыслов является участие студентов в конкурсах и фестивалях различного ранга. Российский конкурс мастеров кружевоплетения «Серебряная коклюшка» проходит с 2006 года в городе Вологда в рамках фестиваля «Российский лен». В 2009 году студенты факультета дизайна ЕГУ им. Бунина впервые приняли участие в этом конкурсе и зарекомендовали себя с лучшей стороны. Кроме обмена опытом и установления профессиональных контактов, в рамках подобных конкурсов организуются большие циклы мастер-классов и семинаров, проводимых ведущими специалистами и успешными практиками в выбранной отрасли.
  Участникам предоставляется возможность продемонстрировать талант художника и профессионализм исполнителя перед специалистами в области кружевоплетения, опытными преподавателями вузов, потенциальными работодателями и избранной аудиторией. Результатом участия в конкурсе становится коммерческое продвижение своих работ, реклама в телекомпаниях, прессе и профессиональное становление молодых художников.
  Участие в различных конкурсах и выставках воспитывает творческое мышление, помогает студенту оценить свои способности не только в стенах университета, но и узнать мнение о своих произведениях у независимых экспертов. Это помогает более трезво и объективно оценить свой труд и подвигает студентов вступать в конкурентную борьбу со своими коллегами сверстниками. Участие студентов в различных творческих конкурсах способствует формированию новой генерации специалистов посредством развития и укрепления такой системы их подготовки и ориентации (теоретической, практически-прикладной, ценностно-мотивационной), которая бы в максимальной степени обеспечивала как потребности культурного развития общества в целом, так и профессиональную адекватность и «профессиональный комфорт» (ощущение способности и готовности к деятельности, ее востребованности и социальной признанности) для каждого отдельного специалиста.

 
Статья опубликована в сборнике научных трудов «Материалы 1межвузовской конференции ЕГУ им. И.А.Бунина, ЛГПУ, ЛГТУ «Проблемы совершенствования и перспективы развития художественного образования в регионе» Елец, Липецк- 2009

ООО "Кружевной край"

тел.: +7(910) 354-85-28

ул. Свердлова, д. 11, г. Елец

Липецкая обл., 399770

  • Facebook - White Circle
  • Vkontakte - White Circle
  • Odnoklassniki - White Circle
  • w-googleplus
  • Twitter Clean

© 2023 by SUGAR & SPICE. Proudly created with Wix.com