Исторические предпосылки обучения кружевоплетению в городе Ельце Липецкой области

Борисова Екатерина Александровна
доцент кафедры дизайна, к.п.н.
ФГБОУ ВПО "ЕГУ им. И.А. Бунина"

 Связь народного искусства с жизнью, трудом, бытом народа обусловили историческую преемственность традиций народной культуры, формирование не только общенациональных традиций, но и местных локальных проявлений. Каждый из центров формировался в конкретных природно-географических, экономических и исторических условиях, которые определили вид искусства. Так в каждом промысле сложились самобытные художественные особенности, единственные и неповторимые в каждом центре. Отсталость и территориальная разобщенность России обернулась парадоксальным богатством и разнообразием местных особенностей русской культуры. Эти богатства плохо изучены и недооцениваются.

        Кружевной промысел в 19 - начале 20 веков был одним из наиболее крупных в России. В городе Ельце начали плести кружево не позднее 1801 года, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». Кружево на полотенце выполнено полотнянкой и сеткой. Сетка наиболее часто применяется в Елецком кружеве.

       Дальнейшие сведения о кружевных изделиях в Ельце встречаются в 1867 году, занимая видное место в отпускной торговле города. Исследовательница русского кружева С.А. Давыдова пишет, что «…кружевного товара в 1867 году вывозили из Ельца в раз¬ные города России и даже в Закавказский край на сумму 75.000 рублей, … в 1868 году между ремеслами в городе были развиты бо¬лее прочих: сапожное, кузнечное и кружевное; последним, конечно, занимались женщины, …в 1877 году, Елец вел торговлю: хлебом, лошадьми, медом, воском, рогатым скотом, овцами, салом, кожами, шелко¬выми и шерстяными материями, железным товаром, рыбой, коло¬колами, медной, винокуренной и другой посудой, лесом, рогожами, лубками и другими деревянными изделиями и юфтью».В Ельце женщины занимались плетением кружев, как самых простых, так и самых сложных, от дешевых до дорогих. Промысел был городского происхождения, сначала он появился в самом Ельце, достиг полного развития к 1880 году, а оттуда перешел в уезд, где его освоили сначала женщины, а затем и дети. Преимущественно кружевоплетением занимались в Казацкой, Суворовской, Ламской и Воронецкой волостях.

       Местный земский деятель Ф.Н. Пилюгин писал, что начало кружевному промыслу в Ельце было положено до 50-х годов 19 века. Плетением занимались только в купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Кружево плели для собственных нужд. Помимо хозяек к работе привлекали горничных и дворовых девушек, которые вынесли его за пределы замкнутого круга состоятельных семей. Кружево стало достоянием рынка и предметом заработка городских мещанок и крестьянок из пригородных слобод. Во второй половине 19 века кружевной промысел был достоянием широкого круга малообеспеченных женщин и был средством заработка всей семьи.Другие исследователи считают, что промысел возник без влияния частной инициативы, сам по себе, так как в ближайшей от Ельца местности не было помещичьих усадеб. Кружево плели сначала в городе, а потом, к 1870 году - в пригородных слободах.

      Другой промысел, существовавший в Ельце с давних времен - плетение из шерсти особого шнура - гаруса. Готовый гарус окрашивали в красный, черный и желтый цвета. Его употребляли для вышивания солдатских мундиров. В первой половине 18 века его производство достигало значительных размеров. Гарус плели на восьми толстых коклюшках и на подушке, снизу плоской, сверху выпуклой. Кружево плетется при помощи подобных инструментов, таким образом, население Ельца было знакомо с техникой производства, и кружевоплетение органически выросло на почве уже существовавшего промысла.

     Старинные Елецкие кружева отличались необычайной тонкостью и тщательностью отделки, высокими художественными качествами. Местные кружевницы выработали особую технику плетения кружева, отличительной особенностью которой является легкость стиля и тонкие, изящные, хотя и несколько однообразные мотивы, которые сложились под влиянием ровного степного пейзажа. Они так и назывались: жучки, мушки, гречишка, жемчужка, травчатый рубчик, мелкотравное. Типичным для Ельца было парное кружево, сцепное было перенесено из Вологодской и Вятской губерний. Производительность труда при плетении кружев не может быть высокой, это работа кропотливая и малопродуктивная.До 1890-х годов положение Елецких кружевниц не привлекало внимания частных лиц и общественных организаций. К этому времени относятся первые попытки местной интеллигенции прийти на помощь кружевному промыслу. Сначала это были раздаточные пункты, где кружевницам давали заказы на выполнение работы по готовым сколкам. В 1891-1892 годах Н.А. Огарева открыла в своем имении в Пальне школу кружевниц для девочек. В 1893 году местная землевладелица М.И. Колпенская открыла в селе Свишнях в Стегаловской волости "Школу сельского хозяйства идомоводства" с ремесленным отделением по кружевоплетению, ковровым и ткацким мастерам. В 1910-1911 годах Елецкое уездное земство открыло четыре школы кружевниц.Таким образом, мы видим, что на территории Елецкого района существуют богатые традиции кружевоплетения.

     В настоящее время традиции кружевоплетения сохраняются и развиваются на предприятии «Елецкие кружева». Современные художники и мастера являются носителями и продолжателями традиций промысла, они призваны хранить его в чистоте и силе. В Ельце художественному кружевоплетению обучают в профессиональном училище № 30 и на факультете дизайна ЕГУ им. И.А. Бунина, на отделении «Народное художественное творчество». Студенты обучаются приемам плетения кружев на коклюшках, изучают историю кружевного промысла. Обучая современных художников традиционному для Ельца промыслу - кружевоплетению, большое внимание уделяется расширению общего кругозора, понимания места кружева в современном мире. Кружевоплетение – это трудоемкий процесс, который требует большой усидчивости, внимания, кропотливости, терпения.Елецкий кружевной промысел один из немногих, сохранившихся в настоящее время. Художники промысла сохраняют и развивают традиции Елецкого кружевоплетения, представляют его на различных Российских и международных выставках. Кружево ручной работы всегда украшало жизнь человека, дарило ему эстетическое наслаждение, помогало сохранить душевное и физическое здоровье. И, надеемся, что в современной жизни место этому искусству.

 

Литература:

1. Твердова-Свавицкая З. М. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда. – М.,1916.

2. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. – Л.,1983. – 326с.

3. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое, статистическое. – СПб.,1892.

4. Давыдова С.А. Кружевная промышленность в России. – СПб.,1910. - 40с.

5. Давыдова С.А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Вологодской. – СПб.,1886. - 158с.

 

Статья опубликована в сборнике «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии» - Материалы 11 международной научной конференции. Санкт - Петербург, 23-25 июня 2008г., с. 166-168.; в журнале «Рынок легкой промышленности» №56, 2008 // http://www.rustm.net/catalog/article/1311.html

ООО "Кружевной край"

тел.: +7(910) 354-85-28

ул. Свердлова, д. 11, г. Елец

Липецкая обл., 399770

  • Facebook - White Circle
  • Vkontakte - White Circle
  • Odnoklassniki - White Circle
  • w-googleplus
  • Twitter Clean

© 2020 by SUGAR & SPICE. Proudly created with Wix.com