Елецое кружево ХХ века. Художники елецкого кружева

Доклад к.п.н., доц. каф. дизайна 
ГОУ ВПО ЕГУ им. И.А. Бунина 
Е.А. Борисовой на семинаре «Искусство кружевоплетения: 
традиции и современность» в рамках конкурса «Серебряная коклюшка-2010»

  Елецкие кружева определяют своеобразие и художественное лицо города, они никого не оставляют равнодушным. Изделия елецких мастериц радуют своей нежностью, легкостью, изяществом. Елецкие кружева нетрудно отличить по разнообразию узоров с изображением птиц, коней, оленей. 
   В городе Ельце начали плести кружево не позднее 1801 года, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». Кружево на полотенце выполнено полотнянкой и сеткой. Сетка наиболее часто применяется в Елецком кружеве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дальнейшие сведения о кружевных изделиях в Ельце встречаются в 1867 году. Исследовательница русского кружева С.А. Давыдова пишет,   что «…кружевного товара в 1867 году вывозили из Ельца в разные города России и даже в Закавказский край на сумму 75.000 рублей, … в 1868 году между ремеслами в городе были развиты более прочих: сапожное, кузнечное и кружевное; последним, конечно, занимались женщины, …в 1877 году, Елец вел торговлю: хлебом, лошадьми, медом, воском, рогатым скотом, овцами, салом, кожами, шелковыми и шерстяными материями, железным товаром, рыбой, колоколами, медной, винокуренной и другой посудой, лесом, рогожами, лубками и другими деревянными изделиями и юфтью». 
  В Ельце женщины занимались плетением кружев, как самых простых, так и самых сложных, от дешевых до дорогих. Промысел был городского происхождения, сначала он появился в самом Ельце, достиг полного развития к 1880 году, а оттуда перешел в уезд, где его освоили сначала женщины, а затем и дети. Преимущественно кружевоплетением занимались в Казацкой, Суворовской, Ламской и Воронецкой волостях.
  Местный земский деятель Ф.Н. Пилюгин писал, что начало кружевному промыслу в Ельце было положено до 50-х годов 19 века. Плетением занимались только в купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Кружево плели для собственных нужд. Помимо хозяек к работе привлекали горничных и дворовых девушек, которые вынесли его за пределы замкнутого круга состоятельных семей. Кружево стало достоянием рынка и предметом заработка городских мещанок и крестьянок из пригородных слобод. Во второй половине 19 века кружевной промысел был достоянием широкого круга малообеспеченных женщин и был средством заработка всей семьи.
  Другие исследователи считают, что промысел возник без влияния частной инициативы, сам по себе, так как в ближайшей от Ельца местности не было помещичьих усадеб. Кружево плели сначала в городе, а потом, к 1870 году - в пригородных слободах.
  Другой промысел, существовавший в Ельце с давних времен - плетение из шерсти особого шнура - гаруса. Готовый гарус окрашивали в красный, черный и желтый цвета. Его употребляли для вышивания солдатских мундиров. В первой половине 18 века его производство достигало значительных размеров. Гарус плели на восьми толстых коклюшках и на подушке, снизу плоской, сверху выпуклой. Кружево плетется при помощи подобных инструментов, таким образом, население Ельца было знакомо с техникой производства, и кружевоплетение органически выросло на почве уже существовавшего промысла.
  Как и в других губерниях, кружево изготавливали для предметов приданого. В Ельце существовал обычай убирать полотенцами зеркала, вешать на крючки по стенам (так называемые накрючники), дарить их всем присутствующим во время венчания молодых. В старину говорили: «Много накрючников - много и добра». Это определяло широкий спрос на кружевные отделки полотенец.
  Старинные Елецкие кружева отличались необычайной тонкостью и тщательностью отделки, высокими художественными качествами. Местные кружевницы выработали особую технику плетения кружева, отличительной особенностью которой является легкость стиля и тонкие, изящные, хотя и несколько однообразные мотивы, которые сложились под влиянием ровного степного пейзажа. Они так и назывались: жучки, мушки, гречишка, жемчужка, травчатый рубчик, мелкотравное. Типичным для Ельца было парное кружево, сцепное было перенесено из Вологодской и Вятской губерний. В Елецком кружеве вилюшка плетется не сплошной полотнянкой, а переходит в прозрачную сетку или разнообразные тесемки. Оно более нежное, с мягкими переходами от плотного к ажуру. В Елецком кружеве много разнообразных решеток, в орнаменте распространен мотив цветка, цветочные формы и розетки заключаются в какую-либо геометрическую форму: круг, квадрат, ромб или прямоугольник. Изящество и тонкая проработка деталей орнамента, нежность и воздушность – главные качества, по которым можно безошибочно узнать Елецкое кружево.
  В 1880 году в Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось около десяти тысяч кружевниц. 
  Накануне первой мировой войны их стало больше сорока тысяч.
  В годы первой мировой войны кружевной промысел пришел почти в полный упадок. Не было сырья, уменьшился спрос на изделия. Многие кружевницы вынуждены были оставить любимое ремесло.
  К моменту Великой Октябрьской социалистической революции производство елецких кружев было почти прекращено. 
  Организация кружевного промысла проводилась путем кооперирования, которое началось уже в 1918 году. В 1924—1925 годах в Ельце был создан специализированный промысловый союз, который руководил кружевными артелями. К 1933 году в 32 артелях состояло около 20 тысяч мастериц.
  Многие кружевницы Елецкого края и сейчас с благодарностью вспоминают первых организаторов кружевных артелей: Антонину Ивановну Жуковскую, Михаила Матвеевича Степанова, Лидию Оттовну Рацик, Марию Петровну Борзенкову, Екатерину Михайловну Векшину и многих других энтузиастов кружевного промысла. Благодаря их усилиям было налажено плановое снабжение артелей, значительно расширился ассортимент изделий, улучшилось их качество и внешний вид, кружево стало вырабатываться на экспорт.
  При союзе кружевниц по инициативе опытного педагога и одаренного художника Анастасии Георгиевны Есаковой создается художественная лаборатория для разработки и внедрения в производство новых узоров, организуется школа кружевниц по подготовке инструкторов и мастеров кружевоплетения. Среди кружевниц проводятся конкурсы-выставки, поощряются лучшие работы. Все это повышало интерес людей к творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Школа была организована в 1928 году и в течение семи лет в основном готовила инструкторов и руководящих работников: заведующих производством и председателей артелей. В 1939 году после двухлетнего перерыва она вновь была открыта, но с начала войны прервала свою деятельность, хотя и ненадолго.
  Всего несколько дней немецко-фашистские оккупанты продержались в Ельце, но и за это время успели разрушить десятки домов, культурно-бытовых учреждений, учебных заведений города. Разрушена была и школа кружевниц, в ней не осталось никакого оборудования, а в то время приобрести его было не так просто. С сентября 1943 года школа снова зажила полнокровной жизнью.
  Прием в школу производился на базе восьмилетки. Срок обучения - два с половиной года. Помимо специальных предметов, учащиеся изучали общеобразовательные, получали стипендию, бесплатное питание, обмундирование. Преподавателями и инструкторами в школе работали опытные специалисты, такие как Варвара Андреевна Алифанова, Мария Павловна Маслова, директор школы Александра Георгиевна Оболенская и другие. За время своего существования школа выпустила сотни мастеров, многие из которых стали прославленными кружевницами. Среди них художники Александра Архиповна Дерюгина, Александра Ивановна Севрюкова, техник-копировальщик лаборатории Мария Федоровна Целых, заведующая базой Мария Яковлевна Федюнина, бракеры Лидия Николаевна Каверина, Роза Петровна Скрылева, мастер лаборатории Тамара Семеновна Овсянникова, председатель артели «Красный Октябрь» Варвара Евдокимовна Маркова, заведующая производством артели «Искра» Нина Николаевна Федотова и многие другие.
  Подготовка мастериц кружевоплетения успешно проводится не только в школе, но и непосредственно на местах, в цехах артелей. За период с 1954 года было обучено более двух тысяч мастеров. Ольга Сергеевна Рысляева, Нина Андреевна Воробьева, Пелагея Тимофеевна Грунина, Антонина Ивановна Гузеева, Нина Ивановна Полосина, Раиса Петровна Черных, Клавдия Федоровна Раевских, Зоя Алексеевна Зиборова — все они, как и другие опытные кружевницы, передавали свое искусство молодым.


  Художники елецкого кружева

  Особое место в творчестве елецких кружевниц занимает старейшая мастерица Д. Н. Матюхина. Дарья Николаевна художница-самородок, она автор и исполнитель своих работ и произведений, созданных художниками. Д. Н. Матюхина первая из елецких кружевниц удостоена Диплома первой степени, ее изделия экспонировались на всех отечественных и зарубежных выставках, конкурсах, смотрах, а сейчас занимают достойное место в Историческом музее народного творчества в Москве, в Русском и Этнографическом в Санкт-Петербурге.
  Родилась и выросла Матюхина в с. Крутое Елецкого района. Пытливая девочка быстро переняла от бабушки и матери уменье перевивать пары коклюшек, навешивать их на рисунок-сколок. Дарьюшку приметили в селе как лучшую кружевницу. Любой узор, хоть в 50 пар, из тонкой нитки вмиг сработает, а мать отнесет его в Елец на рынок и продаст. А если будет невмочь идти в город, сдаст местной скупщице-торговке.
  Пленительные картины родного края вдохновляли юную мастерицу. «Звездочки», «речки», «луна», «ромашки», «незабудки», орнаменты из веток, мотивы плодородия («булочки», «блины») — все эти узоры исполнялись с неповторимым изяществом. Давалось это нелегко, но какой истинный художник останавливается перед трудностями!
  Кружевница применяет парную и парносцепную технику. Она сложнее сцепной, но зато дает возможность выплести любой трудности рисунок. За свою долгую и плодотворную жизнь Дарья Николаевна выполнила тысячи разнообразных изделий. За выдающиеся творческие успехи Торговая палата СССР присудила Д. Н. Матюхиной индивидуальный Диплом первой степени.
  Полина и Александра Петровы родились и выросли в селе Пальна - Михайловка, бабушка и мать — потомственные кружевницы — дни, а зимой в долгие вечера проводили за плетением кружев, и сестры, как зачарованные, следили, как из тонкой нитки получались «гулюшки», «жучки», а то и словно настоящие «речки». Сначала Елецкая профтехшкола, затем Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина и как результат — дипломы специалистов по кружеву. Александра едет работать в Вологодский кружевной союз ведущим художником, Полина приезжает на такую же должность в Елец. С 1945 года сестры снова вместе в Ельце.
  П. Г. Петрова создавала образцы рисунков для мерных кружев, воротничков, накидок, дорожек, покрывал. Ее художественный почерк хорошо известен и полюбился многим.
  Рисунки Петровой для мерных кружев отличаются мелкими геометрическими формами, разнообразными переплетениями, с чередованием ажурных с более плотными. Они свидетельствуют о большом композиционном 'искусстве и зрелости мастерства художницы. Произведениям Петровой свойственны стилистическое единство, строгость, цельность, простота и нарядность, необычайная выразительность и де¬коративность.
  Ее работы по достоинству оценены на многочисленных конкурсах и смотрах, состоявшихся у нас в стране и за рубежом. На Всероссийском смотре-выставке изделий народных художественных промыслов в Москве в сентябре 1960 года Полине Георгиевне присужден Диплом первой степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Автором ряда орнаментальных и тематических работ является ее сестра — А. Г. Петрова (Оболенская).
  Немало рисунков для кружевных покрывал, накидок, косынок, салфеток создано художницей Валентиной Ивановной Григорьевой. 
  Стремление к красоте и декоративной выразительности является основным направлением в творчестве В. И. Григорьевой. Большие по размерам покрывала кажутся воздушными. Художница использует для достижения этого растительный орнамент, легкие повороты веток из листьев и цветов, четкое их композиционное построение на фоне ажурной решетки, усеянной красивыми звездочками. Кайма хорошо сочетается с серединой, заполненной узким кольцом в виде изящного венка.

 

 

 

 

 

 

  С участием А. А. Кораблевой елецкими творческими бригадами создано более 40 узоров: все они освоены в производстве. Эмоциональны, лиричны салфетки, дорожки, скатерти, занавеси. Они не перегружены узором, четки, лаконичны. Каждый раз Анна Антоновна находит все новые и новые художественные средства.

  Древнее и вечно молодое самобытное искусство кружевниц передается, как эстафета, из поколения в поколение и издавна приобрело мировую известность. 
  На кафедре дизайна ГОУ ВПО ЕГУ им. И.А. Бунина создан фильм «Уроки кружевоплетения», где наглядно показаны этапы выполнения всех приемов и элементов плетения кружева на коклюшках от образцов до небольших изделий. Также разработаны программы по дисциплинам «Елецкое кружевоплетение» и «Художественное плетение», методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Елецкое кружевоплетение» для студентов 3 и 4 курсов специальности 071301.65 - Народное художественное творчество.

Прошва на полотенце (фото из книги В.А. Фалеевой Русское плетеное кружево)
Коллектив творческой лаборатории 1970 год
Скатерть. Художник П.Г. Петрова
Скатерть. Автор В. И. Григорьева

ООО "Кружевной край"

тел.: +7(910) 354-85-28

ул. Свердлова, д. 11, г. Елец

Липецкая обл., 399770

  • Facebook - White Circle
  • Vkontakte - White Circle
  • Odnoklassniki - White Circle
  • w-googleplus
  • Twitter Clean

© 2020 by SUGAR & SPICE. Proudly created with Wix.com